Орден Ниматуллахи
Новости
Суфизм
Журнал "Суфий"
Библиотека
Разное

Суфизм

Дж.Нурбахш
"Что же такое суфизм?"

Дж.Нурбахш
"Любовь - истинная и мирская"

Дж.Нурбахш
"Суфизм и психоанализ"

Дж.Нурбахш
"Беседы о суфийском Пути"

Дж.Нурбахш
"Психология суфизма"

Левелин Ваган-Ли
"Отделенность и единение"

Л.Тираспольский
"Суфизм и западная культура"

Л.Тираспольский
"Книга напутствий"

Сборник "Из реки речений"

 

ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА

ДЕЛ ВА НАФС
(Сердце и душа)
Размышления о стадиях психологического становления
и развития на суфийском Пути.
СОДЕРЖАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДА.

  • ИСПОРЧЕННОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ
  • ДИКОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ.

3. НАФС.

  • АТРИБУТЫ НАФСА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ.
  • НАФС НЕВЕЖЕСТВЕНЕН.
  • НАФС - ОРУДИЕ БОЖЬЕГО ГНЕВА.
  • НАФС ПОДОБЕН ГОРЯЩЕЙ ГОЛОВНЕ.
  • НАФС - ЭТО ИДОЛ.
  • НАФС НАХОДИТ УСПОКОЕНИЕ ТОЛЬКО В ОБМАНЕ.
  • САМАЯ ТРУДНАЯ ЗАВЕСА ЭТО ВЛЕЧЕНИЕ К НАФСУ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЕМУ.
  • ПОКА ВНУТРИ ОСТАЕТСЯ НАФС, БОГ СКРЫТ ОТ ЧЕЛОВЕКА.
  • ОСНОВА НЕВЕРИЯ СОСТОИТ В ИСПОЛНЕНИИ ЖЕЛАНИЙ НАФСА.
  • НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ВКУСОМ НАФСА, НЕ СМОЖЕТ ИСПЫТАТЬ ВКУС БЛАГОГО.
  • СКРЫТОЕ ИДОЛОПОКЛОНСТВО - ОДНО ИЗ САМЫХ ГУБИТЕЛЬНЫХ ВЕЛЕНИЙ НАФСА.
  • В ОСНОВЕ САМОГО УСТРОЙСТВА НАФСА ЛЕЖИТ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ.
  • НАФС ПОВИНЕН В САМЫХ РАЗНЫХ ВИДАХ ЗЛА.
  • НАФС ВСЕГДА ЖЕЛАЕТ ЗАПРЕТНОЕ.
  • НАФС - РАБ СТРАСТЕЙ.
  • НАФС - ЛИЦЕМЕР, ПРИТВОРЩИК И ИДОЛОПОКЛОННИК.
  • НАФС ЗАНЯТ ПРИУКРАШИВАНИЕМ СЕБЯ, ЧТОБЫ УГОДИТЬ ЛЮДЯМ, НЕВЗИРАЯ НА ТО, ЧТО ЭТИМ ОН МОЖЕТ НЕ УГОДИТЬ БОГУ.
  • ОБМАНУ НАФСА НЕТ КОНЦА.
  • НАФС ПРЕТЕНДУЕТ НА БОЖЕСТВЕННОСТЬ.
  • НАФС ВЫСОКОМЕРЕН И ЭГОЦЕНТРИЧЕН.
  • НАФС РАЗВРАЩЕН И ОБУРЕВАЕМ АЛЧНОСТЬЮ.
  • НАФС ЖАДЕН.
  • НАФС ПЕРЕМЕНЧИВ.
  • НАФСУ ВСЕ БЫСТРО НАДОЕДАЕТ.
  • НАФС ЛЕНИВ.
  • НАФС ИЗМЕНЯЕТ СВОЙ ЦВЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ.
  • НАФС РАССЕЯН, ЗЛОПАМЯТЕН И ОБИДЧИВ.
  • НАФС ЛЮБИТ КОМПЛИМЕНТЫ И ВОСХВАЛЕНИЯ.
  • НАФС ИНОГДА НАХОДИТ УДОВОЛЬСТВИЕ В БОГОСЛУЖЕНИИ.
  • НАФС БОЛЕЕ ВРАЖДЕБЕН, ЧЕМ ЛЮБОЙ ПРОТИВНИК.
  • ИНОГДА НАФС НЕ АКТИВЕН, ПОДОБНО ЗАСТЫВШЕМУ ОТ ХОЛОДА ДРАКОНУ.
  • УКАЗАНИЯ НАФСА.
  • НЕВЕРИЕ НАФСА.
  • РЕАКЦИИ НАФСА.
  • ВИДЕНИЯ (РО'ЙАТ) НАФСА.
  • ПОСТИЖЕНИЯ НАФСА.
  • РАЗЪЯСНЕНИЕ ХАДИСА "ТОТ, КТО ПОЗНАЛ СВОЙ НАФС, ПОЗНАЛ СВОЕГО ГОСПОДА".
  • СИМВОЛИКА НАФСА В СНАХ.
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МАНИФЕСТАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ И НАФСА.
  • СТРАСТИ НАФСА.
  • СТРАСТИ И ГНЕВ.
  • СТРАСТИ И САТАНА.
  • СОПРОТИВЛЕНИЕ СТРАСТЯМ.
  • ВОЖДЕЛЕНИЕ.
  • ХУДЖВИРИ О ВОЖДЕЛЕНИИ.
  • РУЗБИХАН О ВОЖДЕЛЕНИИ.
  • НАСТАВНИКИ ПУТИ О ВОЖДЕЛЕНИИ.
    ПОДЧИНЕНИЕ КОНТРОЛЮ НАФСА.
  • КОНТРОЛЬ НАД НАФСОМ.
  • СВОБОДА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАФСА.
  • ОТМИРАНИЕ НАФСА.
  • СОПРОТИВЛЕНИЕ НАФСУ.
  • ВЫСКАЗЫВАНИЯ НАСТАВНИКОВ ПУТИ ОТНОСИТЕЛЬНО СОПРОТИВЛЕНИЯ НАФСУ.
  • ИСТОРИИ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К СОПРОТИВЛЕНИЮ НАФСУ.
  • СРАЖЕНИЕ С НАФСОМ.
  • УМЕРЩВЛЕНИЕ (РИАДАТ) НАФСА.
  • УНИЧТОЖЕНИЕ НАФСА.
  • НАФС И САТАНА.
  • САТАНА И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.
  • ЭКСТАТИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ ХАЛЛАДЖА О НАФСЕ.
  • НАФС ПОЗНАВШЕГО НЕПРОИЗВОЛЬНО ПОДЧИНЯЕТСЯ БОГУ.
  • УВЕЩЕВАНИЕ НАФСА.
  • ОЧИЩЕНИЕ НАФСА.
  • ВОСПИТАНИЕ НАФСА.
  • СТАДИИ НАФСА.
  • ПРИКАЗЫВАЮЩИЙ НАФС.
  • ЛЖИВЫЙ НАФС И ОКОЛДОВЫВАЮЩИЙ НАФС.
  • ОБВИНЯЮЩИЙ НАФС.
  • ОБВИНЯЮЩИЙ НАФС ЭТО ТО ЖЕ, ЧТО И ИНТЕЛЛЕКТ. (СС 632).
  • ВДОХНОВЛЕННЫЙ НАФС.
  • УСПОКОЕННЫЙ НАФС.
  • ИСТОЛКОВАНИЕ СНОВ ПУТНИКА.

4. СЕРДЦЕ.

  • ПОЧЕМУ ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ НАЗЫВАЮТ СЕРДЦЕМ.
  • НЕ У КАЖДОГО ЕСТЬ СЕРДЦЕ.
  • ЖИВОЕ СЕРДЦЕ И МЕРТВОЕ СЕРДЦЕ.
  • НЕ ПЕРЕПУТАЙ СЕРДЦЕ С НАФСОМ!
  • САМОСОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И СОЗНАНИЕ СЕРДЦА.
  • МЕРТВОЕ СЕРДЦЕ.
  • ПРОБУЖДЕННОЕ СЕРДЦЕ.
  • СЖАТИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЕРДЦА.
  • РАЗВРАЩЕННОСТЬ СЕРДЦА.
  • НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПРИСУТСТВИЯ СЕРДЦА.
  • ОТМИРАЮЩЕЕ СЕРДЦЕ.
  • ПОСТИЖЕНИЕ ЕДИНОБЫТИЯ СВОЙСТВЕННО СЕРДЦУ.
  • СЕРДЦЕ КАК ОБЛАДАНИЕ ДУХОВНОСТЬЮ.
  • СЕРДЦЕ ДРУГА БОГА КАК ОБЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО ТАИНСТВА.
  • ПРЕДОХРАНЕНИЕ СЕРДЦА.
  • СЕРДЦЕ УКАЗЫВАЕТ ДОРОГУ.
  • УВЕЩЕВАТЕЛЬ СЕРДЦА.
  • ОСВОБОЖДЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЦА.
  • ДУХОВНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ СЕРДЦА.
  • ПРЕБЫВАНИЕ СЕРДЕЦ В БОГЕ.
  • СЕРДЦЕ КАК ВОЛНА МОРЯ.
  • СЕРДЦЕ ПОЗНАВШЕГО ПОДОБНО СВЕТИЛЬНИКУ.
  • СЕРДЦЕ ПОСТОЯННО НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ ВРАЩЕНИЯ.
  • В СЕРДЦЕ ОТСУТСТВУЮТ ЖЕЛАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ТВАРНЫЙ МИР.
  • ИСЦЕЛЕНИЕ СЕРДЦА.
  • СЕРДЦЕ В РУКАХ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ.
  • ЗАВЕСА СЕРДЦА.
  • СЕРДЦЕ ПОЗНАВШЕГО ВРУЧЕНО БОГУ.
  • СЕРДЦЕ СУФИЯ КАК ЖИЛИЩЕ И МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮБВИ.
  • ЧИСТОТА СЕРДЦА.
  • НЕВЕРИЕ СЕРДЦА.
  • ШИРОТА СЕРДЦА.
  • ВИДЕНИЕ И НАИТИЕ СЕРДЦА.
  • ПОСТИЖЕНИЕ СЕРДЦА.
  • СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ НАФСОМ И СЕРДЦЕМ.
  • СЕРДЦЕ КАК ГРАНИЦА МЕЖДУ ЕДИНСТВОМ И МНОЖЕСТВЕННОСТЬЮ.
  • СРАВНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И СЕРДЦА.
  • СРАВНЕНИЕ СЕРДЦА И ПРЕСТОЛА.
  • СРАВНЕНИЕ СЕРДЦА И РАЦИОНАЛЬНОЙ ДУШИ.
  • СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩЕЕ, БЕСПОРОЧНОЕ И КАЮЩЕЕСЯ СЕРДЦЕ.
  • АСПЕКТЫ СЕРДЦА.
  • РАЗНОВИДНОСТИ СЕРДЦА.
  • ДУХОВНЫЕ УРОВНИ СЕРДЦА.
  • СНЫ И ВИДЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕРДЦУ.
  • ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА ПОСРЕДСТВОМ ЗАКОНА ПУТИ.
  • ИСПРАВЛЕНИЕ СЕРДЦА.
    5. ДУХ.
  • ДУХ КАК МЕСТО ЛЮБВИ.
  • УРОВНИ ДУХА И СЕРДЦА.
  • УКРАШЕНИЕ ДУХА.

6. ГЛУБИННОЕ СОЗНАНИЕ.
7. СОКРОВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
9. СОКРАЩЕНИЯ.
10. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.
11. ГЛОССАРИЙ.

"Ал-Нафс": этот арабо-персидский термин имеет множество значений и потому оставлен без перевода. Слово "нафс" означает: сущность (объекта), душа, психика, ум, одушевленное существо, личность, индивидуальность, желание, личностная определенность. В арабском языке не существует возвратных личных местоимений, их место занимают слова айн и нафс (сам, само). Таким образом, термин 'илм ал-нафс (наука о душе) переводится как "психология". Когда в суфийских текстах речь заходит о нафсе, то обычно имеется в виду ал-нафс ал-амара, примитивная душа (во французском языке это ame concupiscente, в латыни - cupido libido), то есть человеческое "я" во власти зла. В данном контексте это слово обозначает целостную душевно-телесную структуру человека в той степени, в которой он следует эгоцентрическим устремлениям и подчинен страстям "плоти". В структуре души также существуют три более высоких уровня, достигаемые на пути духовного преображения: ал-нафс ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), ал-нафс ал-мулхама (вдохновленная душа) и ал-нафс ал-мутма'инна (успокоенная душа).

1. ВВЕДЕНИЕ

С суфийской точки зрения материальная природа (таб), Я (нафс), сердце (дел), дух (рух), глубинное сознание (сирр или хафи) и сокровенное сознание (сирр-и сир или ахфа) представляют собою стадии развития, через которые проходит человеческая душа на своем пути к совершенству.

Подчинившийся нафсу, обладает чертами материальной природы. Сходным образом, у человека, руководимого сердцем, еще остаются признаки нафса и материальной природы. Те, кто следуют нафсу, не осведомлены о сердце, а те, кто следуют сердцу, не ведают о духе.
Что знает нафс о сокровищах, хранящихся в сердце? Что известно сердцу о незримом, которое наполняет святилище духа? Что ведает дух о наследии, лежащем в шатре глубинного сознания? И что знает глубинное сознание о реальности сокровенного сознания?

Поистине, нафс это место Божественного залога (аманат), сердце - обиталище постижения, дух - знамение свидетельствования, глубинное сознание - пристанище любви, а сокровенное сознание - только Бог ведает, что содержит оно. И кто может это знать! Оно превыше воображения человеческих существ. (КАМ YI 112)

Согласно Саади:

Цель человечества конечную узри:
Достигнуть точки той,
где ничего не видишь, кроме Бога.

Цель этой книги - дать обзор этапам, через которые проходит психика, продвигаясь от материальной природы к сокровенному сознанию, и изложить взгляды различных наставников Пути на данный предмет.

4. СЕРДЦЕ.
Стань человеком сердца
или хотя бы служи такому человеку;
А иначе ты так и останешься
ослом, застрявшим в грязи.
Когда у человека нет сердца,
ничто ему не впрок;
Никчемностью своей прославится
он по всему миру.

СГР 144

Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца. Фактически, успокоенный нафс и есть само сердце. Философы называют его "рациональный нафс" (нафс-и натика). Большинство людей, однако, находятся на психологическом уровне материальной природы (таб) и нафса; у них нет сердца.

Сердце это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс). Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с нафсом, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет нафс, оно затемняется от тусклости множественной природы нафса и окрашивается в соответствующие тона.

Дух - источник добра, а нафс - зла. Любовь это армия духа, а страсти - армия нафса.

Дух - это преуспеяние в Боге, тогда как нафс - неудача в Боге. Сердце расположено между двумя этими владыками, и победивший из них покоряет и сердце.

Когда любовь призывает сердце,
Сердце бежит от всего сотворенного.

Руми

Сердце это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявленности различных уровней Сущности. Арабское название сердца, калб (вращение), указывает на его срединное положение между нафсом и духом. Сердце является мостом, связующим их; оно делает проявленным совершенство обоих и, черпая благодать духа, передает ее нафсу.

 

Чаша, в которой виден весь мир,
это сердце Совершенного Человека.
Зеркало, отражающее Бога,
и есть, на самом деле, сердце.

СГР 3

Глина Адама обрела пластичность
благодаря росе любви;
Потому в мире появились
сотни бедствий и раздоров.
Скальпель любви
уколол вену духа.
Выступившая капля
была наречена сердцем.

Маджо'д-Дин Багдади

В своем комментарии к Фусус ал-хикам Джами пишет: "Сердце это реальность, заключающая в себе реальность материального мира и органы физического восприятия с одной стороны, а с другой - реальность духовную и свойства нафса".

В суфийской терминологии сердце это нематериальная светоносная субстанция, расположенная между духом и нафсом; субстанция, посредством которой возможно стать /подлинным/ человеком. Философы называют эту субстанцию рациональным нафсом, утверждая, что он восседает над животным нафсом. (КФ 1170)

 

В этом владении
царствует сердце;
На пути к лотосу
порогом служит сердце.
Тело - ничто,
сущность человека - сердце;
"Между двумя пальцами" Бога
обитает Сердце.
Оно может играть роль
и религии, и неверия;
Оно одинаково способно вызывать
и доброту, и злобу.
Вы слышали много раз
историю о джамшидовой чаше
Знай же, что чаша Джамшида
это твое сердце,
Что твое сердце является троном
и радости, и печали.
Если ты призван
увидеть мир,
Ты сумеешь увидеть
все, что есть в нем.



Розовый куст души
был посажен в надежде,
что расцветет
роза сердца.
Свернутыми в этом бутоне
были лепестки всего,
Что сотворено,
будь то индивидуальное или всеобщее.
Красота прекрасного
это признак Его благодати;
Область пространства и времени -
книга Его множественности.
Вселенная и все в ней находящееся,
Как и все, называемое мудростью,
составляющей Его мир,
Теряется в безмерности
области сердца;
Это лишь капля
в сердце, в Красном море.
Как можно измерить то,
Что содержит Бога?
Сердце, расположенное
в завесе тела,
Подвержено жизни и смерти.
Проявленность божественных таинств
и отражение божественного света
Находятся не в физическом сердце,
а в подлинном сердце.
Если бы сердце было просто
сотворено из праха,
Не было бы различия
между сердцем твоим и ослиным.
Долго ли ты будешь похваляться
этим предметом из праха?
Осел тоже извлекает пользу
из этого орудия.
Тот, кто, подобно ослу,
придает ценность этому орудию,
Променял драгоценную жемчужину
на глиняную бусину.
Ты должен покориться тому,
чье сердце подобно океану,
Если хочешь обрести
сердце-жемчуг.
Ты должен разбить свой шатер
рядом с наставником,
Если хочешь обрести
у него сердце.
Твое сердце это яйцо
прекрасной птицы,
Но нет и следа движения
или полета в нем.
Чтобы оживить его,
заставить его взлететь,
Отдай его наставнику,
который поможет ему вылупиться.

ХАу 388
Почему духовное сердце называют сердцем.

То серце, о котором говорят суфии, отлично от одноименного физического органа. Физическое сердце - кусок плоти, расположенный на левой стороне тела под грудной костью. Термин "сердце" используется для обозначения духовного сердца из-за того, что между духовным сердцем и физическим сердцем существует определенное соответствие.

Физическое сердце находится в состоянии постоянной перемены, регулируя изменения венозной крови, более грубой, в более утонченную, артериальную. Духовное сердце также находится в состоянии постоянной перемены, вращаясь между утонченными влияниями духа и грубыми воздействиями нафса. Отсюда возникло арабское название сердца, калб, от корня к-л-б, означающего "вращать" или "переворачивать".

Физическое тело посылает кровь по артериям и получает грубую кровь из вен; это процесс необходим для очищения человеческой крови. Сходным образом, духовное сердце получает грубые качества нафса и с помощью духа очищает их, изменяя их в духовные черты характера и благоприятствуя оздоровлению человеческой психики. Линия, разграничивающая утонченную реальность психики и грубые свойства нафса, проходит, на самом деле, через сердце.

Физическая жизнь каждого человека связана с его физическим сердцем; если сердцу нанесен ущерб, человек заболевает; если сердце останавливается, он умирает. Точно так же духовная жизнь каждого человека связана с его духовным сердцем; если человек попал под воздействие свойств нафса, у него складывается дурной характер, а если сердце полностью побеждено нафсом, как бы умирая, то у такого человека прекращается и духовная жизнь.

Физическое сердце - область взаимодействия между венами, приносящими грубую кровь, и артериями, несущими утонченную кровь, обогащенную кислородом, которая становится утонченным воздухом легких, дыханием. Духовное сердце, сходным образом, это область вздаимодействия между грубыми силами нафса и возвышенными силами духа, духовным дыханием.

Физическое сердце называют так потому, что оно занимает относительно серединное положение в теле. По той же причине духовное сердце называемо так потому, что в процессе совершенствования человеческой психики оно выполняет свою функцию в срединной точке между нафсом и духом.

Физическое сердце поддерживает непрекращающееся функционирование тела посредством постоянных и самопроизвольных сокращений. Точно так же духовное сердце автоматически регулирует характер и психологические проявления. Физическое сердце управляет физическим телом, тогда как духовное сердце управляет психикой.

Духовное сердце называется калб, так как оно проходит через различные уровни состояний в процессе продвижения к совершенству.
Поскольку состояния - божественного происхождения, и то, чем наделяет Бог, бессчетно, то повороты и продвижения, совершаемые человеком на пути к совершенству, в сочетании с беспредельностью предвечной Красоты и Величия, бесконечно разнообразны. (МХ 97)

Сердце называется калб, поскольку оно - место проявленности различных аспектов Бога; в нем каждое мгновение открывается новый аспект, когда оно поворачивается (монкалиб) от одного Атрибута к Другому. Оно также движется от аспекта, который сопричастен Богу, к аспекту, который сопричастен творению. Таким образом сердце получает благодать от Бога и передает ее твари. (СГР 4)

Сердце это место
Богопроявленности:
Как можно называть
сердцем обиталище дьявола?
Пойди и вышвырни собакам
этот материальный объект,
Который ты называешь
сердцем!
Подлинное сердце таково,
что даже в момент катастрофы
Ты не найдешь в нем абсолютно ничего,
кроме Бога.
 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service Rambler's Top100