Орден Ниматуллахи
Новости
Суфизм
Журнал "Суфий"
Библиотека
Разное

Суфизм

Дж.Нурбахш
"Что же такое суфизм?"

Дж.Нурбахш
"Любовь - истинная и мирская"

Дж.Нурбахш
"Суфизм и психоанализ"

Дж.Нурбахш
"Беседы о суфийском Пути"

Дж.Нурбахш
"Психология суфизма"

Левелин Ваган-Ли
"Отделенность и единение"

Л.Тираспольский
"Суфизм и западная культура"

Л.Тираспольский
"Книга напутствий"

Сборник "Из реки речений"


Дж.Нурбахш
Любовь - истинная и мирская.

Мирская любовь возникает от красоты преходящих форм. Как и они, она также преходяща, единственный ее непреходящий результат - продолжение рода. Она появляется в результате сублимации сексуального желания. Истинная, или Божественная любовь - это богатство и экстаз, посылаемые Абсолютной Возлюбленной и нисходящие в сердце искренне влюбленного. Этот влюбленный подобно мотыльку, порхающему вокруг прекрасной свечи Абсолюта, сжигает свое мирское существование в Его огне. Влюбленный отказывается от своего "Я" и погибает. Когда влюбленный опустошил себя и стал ничем. он обретает вечную жизнь.

Некоторые суфийские шейхи полагали, что истинная любовь вырастает из мирской любви, и действительно, временная любовь может создать сосуд для получения излияний истинной любви. Говоря словами Руми: "Его целью была форма, но через нее он, наконец, нашел Бога". Относительно различия между истинной и мирской любовью Руми говорит:

Эй! Выпей жгучего прекрасного вина,
этих языков огня,
Опьянись им так, чтоб не проснуться и во время
Страшного Суда.
В том божественном вине ты обретешь
дух свой молодой.
В пламени инстинкта никогда не найдешь ты
верности такой.

Любовь в суфизме.

Любовь человека - это результат Любви Бога. Любовь - один из Его Атрибутов. Любовь - Атрибут Божественной Воли, тогда как Воля - Атрибут Божественной Сущности. Когда Любовь (эшк) воздействует на человека, она называется Волей, и создание живых существ - один из результатов этого воздействия.

Когда Любовь охватывает того, кто выбран Богом, она называется милостью.

Когда она охватывает избранного среди избранных, она называется благодатью.

Благодать дана только человечеству, и она завершает дары Благодетеля.

Как сказано в Коране: "Я завершил Мою благодать (по отношению) к тебе". Этот стих говорит о той же благодати и благоволении, которые называются святостью (валаят).

В результате этого благоволения, привлечения силы "Он любит их" Бог сжигает существование влюбленного в качестве влюбленного и приводит его к состоянию исчезновения "Я" (фана).

Затем через просветление, проявляющее Божественные Атрибуты Возлюбленного, влюбленный переходит из состояния фана в состояние бака (постоянство в Возлюбленном).

В этом состоянии относительное существование влюбленного исчезло и проявляется Абсолютное Существование. Здесь, в Божественном Свете, Реальность воспринимается такой, как она есть. В этом смысл изречения Пророка: "О Боже, покажи мне все сущее таким, как оно есть".

Святой шейх Рузбихан сказал:

"Любовь - это меч, отсекающий временное, преходящее. Любовь - это то совершенство, которое схоже с совершенством Бога. Когда она сливается с влюбленным, тот перестает быть просто рабом и не будет больше погружен во временный мир. Внешне он проявит Божественное Величие, внутренне он достигнет уровня Владычества. Про него не может быть сказано, что он умер, так как смерть не имеет власти над тем, кто живет Божественной Любовью".

Суфии считают, что основой сотворенного мира является любовь. Любое движение, активность и свет во вселенной берут начало в лучах любви, и истинное совершенство сущего необходимо искать в любви. Некоторые суфии утверждали:

"Любовь - это совокупность всего совершенного в сущности человека, и эта совокупность может быть только Атрибутом Абсолюта".

Ираки считал любовь сущностью Абсолютного Единства. Современные суфии думают так же.
Мир Хосейн Хирави сказал:

Любовь (эшк) - это звезда на небе Сущего
На шаг она превыше добротолюбия (мохаббат).
Любви что вера, что неверие - всё равно.
У Любви нет ни печали сомнения, не уверенности.
Любовь - разрешитель затруднений,
Полировщик зеркала сердец.

Сердце и Любовь

Душа заключает в себя тело, сердце охватывает и душу, и тело, и любовь - правитель сердца. Некоторые шейхи говорили:

"Дом сердца должен быть очищен от всего, чуждого любви, чтобы любовь могла там поселиться".

Это интеллектуальное объяснение, так как любовь, когда она приходит, сжигает и уничтожает всё, кроме Возлюбленной. Таким образом, любовь сама опустошает для себя дом .

Разум и Любовь

Когда обсуждаются разум и любовь в суфизме, под разумом обычно понимают нечто частное, индивидуальный разум. Но в действительности совершенство Божественной Любви проявляет себя как Вселенский Разум; совершенство Любви - то же самое, что и Вселенский Разум.

Разум говорит: "Существует только три измерения, большее число невозможно".

Любовь отвечает: "Существует путь превыше их, и я была там много раз".

Руми говорит:

Что есть любовь?
- Океан Несуществования.
Путь туда - крушение разума.

Разум всегда чем-то занят, а Любовь покоится, свободная от всей этой воображаемой деятельности. Разум обладает знанием и красноречием, тогда как Любовь свободна от обоих миров.

Разум говорит: "Я знаю тонкости устройства чудесных вещей".
Любовь отвечает: "Без Возлюбленного всё, что ты говоришь, - сотрясание воздуха".


Мир Хосейн Хирави писал:

Разум говорит: "Я тружусь".
Любовь говорит: "Я рискую всем".
Разум строит, восклицая: "Как здесь прекрасно!"
Любовь сжигает, говоря: "Здесь всё нечисто!"
Разум смеется: "Всё здесь - слава и почёт!"
Любовь стремится прочь: "Всё здесь - приманка и ловушка".

Шейх Наджм ад-дин Рази в книге "Разум и любовь" сравнивает разум с водой, а любовь с огнем. Он пишет:

"Разум странствует в мире вечного и обладает качествами воды. Куда бы он ни устремился, он орошает, и оба мира расцветают. А Любовь содержит качества огня и странствует в мире Небытия. Куда бы она ни устремилась, она уничтожает. То, до чего она дотрагивается, исчезает".

При определенных обстоятельствах разум и любовь этого мира могут походить и на воду, и на огонь. Когда ум использует положительные эмоции, разум обретает качества воды. Он способствует процветанию и служит человечеству.

С другой стороны, когда ум действует без влияния положительных эмоций и устремляется на поле битвы, именуемое жизнью, разум обретает атрибуты огня, уничтожая человечество и вызывая конфликты и войны.

Если положительные эмоции могут обуздать ум, возникает любовь с качествами воды. Эта любовь служит другим самоотверженно, как облако, изливающее жизнетворный дождь на поле всего создания. Если эти положительные чувства не принимают во внимание ум или не могут его использовать и вырываются на поле битвы в одиночестве (только с эгоистическими желаниями), возникает любовь с качествами огня. Ради себя такая любовь сжигает всё. Чтобы удовлетворить свои эгоистические желания, она разрушает других.

Таким образом, в соответствии с разными состояниями и видами взаимодействий между умом и положительными эмоциями проявляются различные виды любви и разума. В высшем состоянии, когда Божественная Любовь пользуется услугами Совершенного Ума, появляется истинная любовь. Полнота, испытываемая тогда, описана в Коране: "Я (Бог) завершил излияние моих богатств и благословений на тебя".

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service Rambler's Top100