О сердце, есть лишь один Путь Влюблённости.
В стране любви раб и Царь - одно.
Не ранее, чем ты оставишь двойственность на Пути любви,
Сможешь ты постичь, что Ниматулла - только одно.
Шах Ниматулла Вали
Как и другие суфийские ордены, орден Ниматуллахи
является одним из звеньев непрерывной цепи духовной преемственности,
восходящей к истокам ислама, в которой Пророк считается
первым суфийским наставником. Название "Ниматуллахи"
происходит от имени Шаха Ниматуллы Вали, который основал
орден в конце 14 века и являлся одним из наиболее влиятельных
суфийских мастеров Ирана.
В настоящее время кутбом братства Ниматуллахи является Реза Али Шах (Алиреза Нурбахш).
Духовные принципы ордена
Ниматуллахи.
Орден Ниматуллахи становится влиятельным
и известным при жизни Шаха Ниматуллы, в основном, благодаря
его подходу к суфизму и одухотворенности его личности.
Последующие мастера ордена Ниматуллахи продолжали
придерживаться этой же традиции объединения социальной и духовной
жизни. В целом духовная методика ордена Ниматуллахи основывается
на взывании и вспоминании Господа (зэкр), размышлении (фекр),
самоанализе (мохасеба), медитации (моракеба) и литании (вирд).
При этом важнейшими социальными и этическими аспектами ордена,
наряду с некоторыми правилами и установлениями, касающимися
управления духовных центров (ханаки), являются следующие:
Отказ от затворничества, с предпочтением
внутренней уединенности в присутствии других. Существуют,
тем не менее, определенные исключения, например, когда уединение
предлагается в качестве индивидуального терапевтического средства
для восстановления психического здоровья.
Строгое порицание использования гашиша и
других наркотиков, вызывающих привыкание.
Требование от суфиев конструктивной деятельности
и отказ от праздности.
Ношение обычной одежды - для того, чтобы
не становиться объектом повышенного внимания и не вырабатывать
склонность к нарочитому поведению, цель которого - произвести
впечатление на других.
Сердечное отношение к людям любого вероисповедания и этнической
принадлежности, а также ко всем, чья жизнь проникнута добрым
отношением к божьим созданиям.
Мастер и шейхи ордена посвящают и наставляют
всех достойных искателей, никого не отвергая.
Преобладание практики зэкра сердца над вокализованным
зэкром на собраниях ордена.
Защита мира, братства и равенства суфиями
ордена. В частности, не делается различий между мужчинами
и женщинами.
Мастер и шейхи ордена не получают денег от
своих последователей и не обеспечивают их. В целом, от учеников
не требуется регулярной платы, а если индивидуальный взнос
сделан, он идет на нужды всего сообщества.
Духовными и финансовыми делами ханаки обычно
занимаются шейхи, которых направляет мастер. В случае, когда
шейх отсутствует, мастер определяет, кто будет вести эти дела.
Ханака является некоммерческой благотворительной
организацией, которая принадлежит всем ее членам и управляется
мастером и шейхами ордена в соответствии с законами страны,
в которой она находится.
В определенных случаях, таких как трапеза в присутствии мастера
или шейха, или путешествие с мастером или шейхом, определенные
люди выбираются для служения. Критерием отбора является степень
продвинутости на Пути. Дервиши Ниматуллахи видят в служении
человеку возможность для духовного совершенствования.
Когда суфии собираются или живут вместе,
их взаимоотношения основываются на равенстве. В частности,
суфий не имеет права отдавать приказы другим суфиям, и вклад
каждого основан на его или ее способностях.