История ордена Ниматуллахийа
хорошо документирована и достаточно известна. Практически
ни одно серьезное исследование по истории суфизма не обходит
вниманием наше братство.
На русском языке есть два основных источника по истории
суфийских орденов. Это "Ислам. Энциклопедический словарь"
(М.Наука.1991) и ставшая классической книга Дж.С.Тримингэма
"Суфийские ордены в исламе" (М.Наука.1989).
В Энциклопедическом словаре ордену Ниматуллахийа отведена
большая статья. Цитирую оттуда: "Самое распространенное
и значительное по числу членов - братство в Иране (где оно
функционирует повсеместно), сохранившее до наших дней свое
влияние в стране и авторитет среди шиитского духовенства."
Согласно словарю, численность дервишей Ниматуллахи от 100
до 300 тысяч.
В другой статье словаря, "ат-Тасаввуф" (то есть "суфизм"),
приведена схема "Основные суфийские братства" (стр.226).
Среди 16 основных братств есть и Ниматуллахи.
Отдельная статья словаря посвящена основателю тариката Шаху
Ниматуллаху Вали.
В книге Тримингэма "Суфийские ордены в исламе" орден упоминается
многократно. Цитирую: "Еще при жизни основателя орден проник
в Индию, где бахманидский правитель Декана Ахмад Шах Вали
(ум.1436) поощрял его деятельность в своих владениях" (стр.89).
"...в настоящее время это самый активно действующий орден
на территории Ирана"(стр.90). Ссылаясь на В. Иванова, Тримингэм
указывает, что эта тарика "всегда отличалась большой разборчивостью
при приеме новых членов, занимая положение "аристократической"
организации". (стр.89).
Братство упоминается также в вышедшем недавно переводе книги
Аннемари Шиммель "Мир исламского мистицизма" (М.2000). Шиммель
является крупнейшим современным исследователем суфизма.
Помимо упоминания в тексте книги, в библиографии можно найти
следующую информацию: "Nurbakhsh, Javad. Sufism. Translated
by William Chittic. New York, 1982. A long list of publications
by Dr. Nurbakhsh, published by the Khanaqa-Nimatullahi (New
York and London) contains very useful information about
Sufi terminology, historical questions, etc. A Sufi encyclopedia
in many volumes is currently being translated from Persian
into English. (Стр. 384)
На европейских языках существуют десятки, если не сотни,
книг по интересующей нас теме. На английском языке, в частности,
вышли две книги, посвященные специфически истории братства.
Одна из них называется "The Kings of Love" (Н. Поурджавади
и П.Л. Вилсон. "Короли Любви. Поэзия и история братства
Ниматуллахи" (Тегеран, 1978 г.). Отрывок можно прочитать
здесь.
Другая книга написана Дж.Нурбахшем и называется "Masters
of the Path. A History of the Masters of the Nimatullahi
Order". N.Y.1980
Гробница Шаха Ниматуллы - один из самых красивых и известных
исторических памятников архитектуры в Иране. Изображения
комплекса, включающего здание ханаки (суфийской обители),
нередко помещают на туристические плакаты.
Братство Нимтуллахийа - одно из наиболее активных в современном
мире. Центры за пределами Ирана открыты в Европе, Америке,
Австралии и Африке: http://www.nimatullahi.org/us/Centers.html
Видимо, первым русским дервишем
тариката Ниматуллахи стал А.Е.Бертельс, сын выдающегося русского
востоковеда Е.Э.Бертельса. * В 70-е гг. Андрей Евгеньевич,
по специальности востоковед-иранист, учился в Тегеране. Там
он получил посвящение от д-ра Джавада Нурбахша.
А.Е.Бертельс и сам был талантливым
ученым. Не так давно вышла его работа "Художественный образ
в искусстве Ирана IX - XYвв." (М."Восточная литература РАН,
1997). Книга очень хорошая. Значительная часть ее посвящена
исследованию символики образа птицы Симург. Автор ссылается
и на труд д-ра Джавада Нурбахша "Treasury of Sufi Terms"("Сокровищница
суфийских понятий").
А.Е.Бертельс также исследовал
творчество Шаха Ниматуллы. Одна из его статей называется "Поэтический
комментарий Шаха Ни 'матуллаха вали на философскую касыду Насир-и
Хусрау". (Сад одного цветка. Статьи и эссе. М., 1991, с.7-30)
------------------------- * Среди множества исследований
Е.Э.Бертельса - основополагающие труды по суфизму:
Бертельс Е. Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература.
М., 1965
Бертельс Е. Э. Джами. Эпоха, жизнь и творчество. Сталинабад,
1949 и многие другие.
По Ирану:
Бертельс Е. Э. История литературы и культуры Ирана.-М.,1988.
Бертельс Е. Э. Очерк истории персидской литературы.-Л.,1988.
Бертельс Е. Э. Персидская поэзия в Бухаре.-М.-Л.,1935. О Е.Э.Бертельсе:
Бертельс Евгений Эдуардович (1890—1957), востоковед, член-корреспондент
АН СССР (1939). Труды по истории персидской, таджикской и ряда
тюркских литератур, исследователь суфизма и суфийской литературы,
творчества Фирдоуси, Джами, Навои, Низами. Исследовал живые
иранские языки. Основатель отечественной школы иранской текстологии.
Государственная премия СССР (1948).
Рассказ "Зов
друга" основан на реальном событии в истории братства
Ниматуллахийа - мученической смерти Моштак Али Шаха, выдающегося
персидского музыканта и ближайшего ученика шейха ордена
Нур Али Шаха.
Моштак был убит религиозными
фанатиками в 1791 г. в соборной мечети Кермана (Иран).
Ни'маталлах Вали... (1330-1431)
- персидский суфий, поэт, основатель-эпоним суфиского братства
ни'маталлахийа. Н.В. был суннитом-шафиитом и возводил свою родословную
к Мухаммаду (в 21 колене) через 5-го шиитского имама Мухаммада
ал-Бакира, чьим потомком он считался. Н.В. родился в Халебе,
учился в Ираке, затем в Мекке у шайха Абдаллаха ал-Йафи'и (1298-1367),
муридом которого он стал во время хаджжа в 24-летнем возрасте.
Проведя при нем семь лет и проштудировав
труды Ибн Араби, Н.В. стал халифа ал-Йафи'и. После многолетних
странствий он возвратился в Ирак, затем направился в Египет,
оттуда - в Мавераннахр (через Тебриз, Ардебиль),
где, странствуя от одной обители к другой, занимался активной
миссионерской деятельностью среди тюркских племен и привлек
к себе внимание сверхстрогими нормами в практике подвижничества
(40- и 100-дневные посты, обеты полного молчания и т.п.)
Одно время он жил в Самарканде
и Карши. Тимуру (1336-1405) не понравились его публичные выступления,
и Н.В. уехал в Герат, где женился на дочери амира Имад ад-дина
Хамзы ал-Хусайни ал-Харави. Из Герата он выехал в Йезд, а оттуда
в округ Кухбанан (провинция Керман). Последующие тридцать лет
жизни он провел в Йезде, Ширазе и Кермане; в селении Махан (в
округе Керман) Н.В. провел последние 25 лет жизни. Там он построил
большую ханаках c отдельным зданием для дарвишей-странников
и мечеть. Его гробница до сих пор остается местом массового
паломничества. * Н.В. отличался активным отношением
к жизни, пользовался расположением правителей. В частности,
ему покровительствовал внук Тимура Искандер-Султан (уб.в 1415
г.), построивший для Н.В. в селении Тафт близ Йезда ханаках
и мечеть, он был отмечен особым вниманием сына Тимура Шахруха
(1405-1447) и правителя Декана Ахмад-шаха I Бахмани (1422-1435).
<...>
Популярность Н.В. среди всех
слоев общества была исключительна: его почитали великим святым
и чудотворцем, а его прозвание Шах (в значении "глава всех мистиков")
вошло составной частью в имена всех последующих руководителей
братства ни'маталахийа.
Братство Ниматуллахийа организовало
три международные конференции по суфизму, в которых приняли
участие наиболее видные ученые в этой области, а также дервиши
самого братства. Две из них прошли в Лондоне, а одна в Вашингтоне.
По итогам конференций опубликованы
сборники статей.
1.Наследие средневекового персидского
суфизма. Под ред. С.Х.Насра Пред. Дж.Нурбахша
Некоторые издания на русском
языке Вы можете прочитать на нашем сайте, страница
"Библиотека".
Орден издает ежеквартальный журнал Sufi на персидском и английском
языках.
"provide insight into the key aspects of Sufism and will prove
useful for everyone interested in the subject, from those in
the scholarly community to those who are simply lovers of true
spirituality".
Anne-Marie Schimmel, Harvard University
Перевод: Издания Ханикахи Ниматуллахи
"проливают свет на ключевые аспекты суфизма и полезны каждому,
кто интересуется этим предметом, от тех, кто принадлежит к научному
сообществу, до тех, кто просто стремится к подлинной духовности".
Аннемари Шиммель, Гарвардский Университет
*
"....Dr. Nurbakhsh stands in
the tradition of the classical expositors of Sufism in the Persian
language such as Attar, Rumi, and Shah Nimatullahi, while at
the same time being aware of the spiritual need of contemporary
man."
Dr. S.H. Nasr, George Washington University.
Перевод: "Д-р Нурбахш принадлежит к традиции классических истолкователей
суфизма, писавших по-персидски, таких, как Аттар, Руми и Шах
Ниматулла. В то же время он не упускает из вида духовные запросы
современного человека".
Др. С.Х.Наср, Вашингтонский Университет
* * * Любопытная подробность.
О книге "The Kings of Love" (Н. Поурджавади и П.Л. Вилсон. "Короли
Любви. Поэзия и история братства Ниматуллахи". Тегеран, 1978
г.).
На титульном листе написано:
Under The Royal Patronage of Her Imperial Majesty Farah Pahlavi
The Shahbanou of Iran
В книгу включено интервью с д-ром Джавадом Нурбахшем.
О художественных достоинствах
и мистической символике гробницы Шаха Ниматуллы пишет Ричард
Фрай в книге "Золотой век Персии". Он упоминает и тарикат Ниматуллахи.
Дж. Джордж. Восток встречается
с Западом (но не наоборот!)
Встреча в тегеранской ханаке. Автор статьи - посол Канады в
Иране 70-е гг., ученик д-ра Дж.Нурбахша.
"Доктор Джавад Нурбахш пригласил на воскресный ланч профессора
Анри Корбэна. На встрече также присутствовали президент университета
Арьямехр доктор С. Х. Наср, посол Великобритании в Иране сэр
Питер Рэмсботам, американский ученый, специалист по Персии Уильям
Читтик, двое иранцев (чьи имена я не называю) и я. Встреча проходила
в ханаке Ниматуллахи, расположенной в южной части Тегерана.
Д-р Наср сопровождал сэра Питера, а я – профессора Корбэна."
Журнал "Sufi", ( http://nimatullahi.sufism.ru/magazin.htm )
издаваемый братством Ниматуллахи на персидском и английском
языках, стал также публиковаться по-испански.
"Я не знаю, сколько прошло времени. Понятие времени тогда потеряло
для меня всякий смысл. Трудно описывать в словах то, что случилось
после: слова принадлежат к сфере ума, а то, что произошло, находилось
в сфере сердца, которое безмолвно".
"В окружении Шаха Ниматуллы был
и свой шут – Абу Исхак Ширази (Бушак Атима), певец еды – несомненно,
один из самых необычных поэтов-суфиев во всей персидской литературе."
Ирвинг Карчмар - дервиш нашего
братства, несколько лет живший в ханаке Ниматуллахи в Чикаго.
Он написал мистический роман "Повелитель
джиннов", который посвятил д-ру Джаваду Нурбахшу.
В приводимом отрывке из романа автор в художественной форме
передает свои впечатления от встречи с Мастером, описывает обряд
посвящения в братство и ритуал сэма (слушание духовной музыки,
или "радение").