Шах Ниматулла родился в 1330 г. (731 год хиджры)
в Алеппо, в Сирии.
Его отец, Мир Абдулла, сам был суфийским наставником в цепи
преемственности, идущей от Пророка.
Его мать происходила из аристократической
семьи парсов, из Южного Ирана.
Шах Ниматулла много странствовал по странам
ислама и встречался со многими мастерами, приобщаясь к значительнейшим
достижениям мысли своего времени, в особенности философскими
воззрениям Ибн Араби. Он внимательно изучил Фосус ал-Хикам
("Геммы мудрости") Ибн Араби и позднее написал
комментарии к этой книге.
В конце первого периода своих странствий
он встречает в Мекке шейха Абдуллу ал-Йафи'и и становится
его учеником. После семилетнего ученичества Шах Ниматулла
начинает второй период странствий по странам ислама. Теперь,
однако, он странствует не как жаждущий искатель в поисках
совершенного наставника, но как совершенный мастер, утоляющий
духовную жажду других.
В этот второй период странствий Шах Ниматулла
сначала посещает Египет, затем двигается в Трансоксиану
и обосновывается в Шахрисябзе, неподалеку от Самарканда.
Именно здесь он встречается с великим завоевателем Тамерланом,
который, однако, оказывается не в состоянии оценить Шаха
Ниматуллу, и, чтобы избежать трений, Шах Ниматулла решает
оставить Шахрисябз и отправляется в Герат. Отсюда он переезжает
в Мешхед и на некоторое время обосновывается в Бяфте, около
города Йезда, затем какое-то время живет в Кух-Банане, в
районе Кермана. Оттуда он перебирается в Керман и в конце
концов обосновывается в окрестностях Механа, где, в основном,
и проводит последние 25 лет своей жизни.
Во время его пребывания в Механе слава
о нем распространяется по всем областям Ирана и Индии благодаря
паломникам, отовсюду приходящим посетить его. Шах Ниматулла
прожил около ста лет. Он умер в 1431 г. (834 год хиджры)
и был погребен в Механе.
Наставления Шаха Ниматуллы
Стараниями Шаха Ниматуллы возросли интерес
и уважение по отношению к суфизму и суфиям, что обогатило
культуру ислама, в особенности в Иране. В дополнение к руководству
большим числом учеников он занимался земледелием, выступая
в качестве примера для своих учеников в плане профессиональной
деятельности как наилучшей формы самодисциплины.
Он действенно показывал, что путь к освобождению
сердца и очищению себя пролегает через служение обществу
и доброту по отношению к людям. Его последователи учились
посвящать себя Господу, живя в гуще общества, осуществляя
на практике принцип "уединенности в присутствии других".
Следуя его примеру, ученики отходили от затворничества и
уединения как основополагающих форм духовной практики и
избирали жизнь, исполненную созидательной деятельности.
Противодействие Шаха Ниматуллы апатии и летаргии распространилось
и на использование опиума и гашиша его учениками - и это
в то время, когда наркотики повседневно употребляли и обычные
люди, и суфии.
Другим нововведением Шаха Ниматуллы, связанным с необходимостью
для учеников иметь профессиональное занятие, был запрет
появления на публике в особой одежде, которая могла привлечь
внимание. С его точки зрения, совершенствуясь внутренне,
суфий должен быть свободен от любого вида показного благочестия
и претенциозности; он должен стремиться к "незаметности".
Для Шаха Ниматуллы благородство заключалось в снискании
Божественных Атрибутов, а не в предпочтении особого покроя
одежды.
Шах Ниматулла не только открывал врата
своей щедрости для всех искателей, стремящихся и своих последователей.
Он также уважал людей любой нации и народности, как и другие
суфийские ордены своего времени, которые строили свою работу
на заповедях чистоты и верности. Шах Ниматулла наставлял
своих последователей не отделять тарикат (духовный путь)
от шариата (исламские уложения), поскольку верил, что Истина
(хакикат) может быть достигнута только через воссоединение
этих двух.