Орден Ниматуллахи
Новости
Суфизм
Журнал "Суфий"
Библиотека
Разное
Гробница Шаха Ниматуллы Гробница Шаха Ниматуллы

Орден Ниматуллахи

История ордена

Эмблема ордена

Жизнь Шаха Ниматуллы

Джавад Нурбахш

Дополнительно об ордене

Центры ордена

Литература ордена на русском языке

Журнал "Суфий"

Сетевой журнал "Суфий"

Портал SUFISM.RU

Конференция по суфизму

Как с нами связаться

 

Жизнь Шаха Ниматуллы


Шах Ниматулла родился в 1330 г. (731 год хиджры) в Алеппо, в Сирии.
Его отец, Мир Абдулла, сам был суфийским наставником в цепи преемственности, идущей от Пророка.

Его мать происходила из аристократической семьи парсов, из Южного Ирана.

Шах Ниматулла много странствовал по странам ислама и встречался со многими мастерами, приобщаясь к значительнейшим достижениям мысли своего времени, в особенности философскими воззрениям Ибн Араби. Он внимательно изучил Фосус ал-Хикам ("Геммы мудрости") Ибн Араби и позднее написал комментарии к этой книге.

В конце первого периода своих странствий он встречает в Мекке шейха Абдуллу ал-Йафи'и и становится его учеником. После семилетнего ученичества Шах Ниматулла начинает второй период странствий по странам ислама. Теперь, однако, он странствует не как жаждущий искатель в поисках совершенного наставника, но как совершенный мастер, утоляющий духовную жажду других.

В этот второй период странствий Шах Ниматулла сначала посещает Египет, затем двигается в Трансоксиану и обосновывается в Шахрисябзе, неподалеку от Самарканда. Именно здесь он встречается с великим завоевателем Тамерланом, который, однако, оказывается не в состоянии оценить Шаха Ниматуллу, и, чтобы избежать трений, Шах Ниматулла решает оставить Шахрисябз и отправляется в Герат. Отсюда он переезжает в Мешхед и на некоторое время обосновывается в Бяфте, около города Йезда, затем какое-то время живет в Кух-Банане, в районе Кермана. Оттуда он перебирается в Керман и в конце концов обосновывается в окрестностях Механа, где, в основном, и проводит последние 25 лет своей жизни.

Во время его пребывания в Механе слава о нем распространяется по всем областям Ирана и Индии благодаря паломникам, отовсюду приходящим посетить его. Шах Ниматулла прожил около ста лет. Он умер в 1431 г. (834 год хиджры) и был погребен в Механе.

Наставления Шаха Ниматуллы

Стараниями Шаха Ниматуллы возросли интерес и уважение по отношению к суфизму и суфиям, что обогатило культуру ислама, в особенности в Иране. В дополнение к руководству большим числом учеников он занимался земледелием, выступая в качестве примера для своих учеников в плане профессиональной деятельности как наилучшей формы самодисциплины.

Он действенно показывал, что путь к освобождению сердца и очищению себя пролегает через служение обществу и доброту по отношению к людям. Его последователи учились посвящать себя Господу, живя в гуще общества, осуществляя на практике принцип "уединенности в присутствии других". Следуя его примеру, ученики отходили от затворничества и уединения как основополагающих форм духовной практики и избирали жизнь, исполненную созидательной деятельности. Противодействие Шаха Ниматуллы апатии и летаргии распространилось и на использование опиума и гашиша его учениками - и это в то время, когда наркотики повседневно употребляли и обычные люди, и суфии.
Другим нововведением Шаха Ниматуллы, связанным с необходимостью для учеников иметь профессиональное занятие, был запрет появления на публике в особой одежде, которая могла привлечь внимание. С его точки зрения, совершенствуясь внутренне, суфий должен быть свободен от любого вида показного благочестия и претенциозности; он должен стремиться к "незаметности". Для Шаха Ниматуллы благородство заключалось в снискании Божественных Атрибутов, а не в предпочтении особого покроя одежды.

Шах Ниматулла не только открывал врата своей щедрости для всех искателей, стремящихся и своих последователей. Он также уважал людей любой нации и народности, как и другие суфийские ордены своего времени, которые строили свою работу на заповедях чистоты и верности. Шах Ниматулла наставлял своих последователей не отделять тарикат (духовный путь) от шариата (исламские уложения), поскольку верил, что Истина (хакикат) может быть достигнута только через воссоединение этих двух.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service Rambler's Top100