Доктор ДЖАВАД НУРБАХШ
(10 декабря 1926 – 10 октября 2008)
Джавад Нурбахш родился в 1926 году в городе Кермане (Иран). Он учился на медицинском факультете Тегеранского университета и в 1952 году получил диплом врача. В 1962 году его пригласили в аспирантуру Сорбонны в Париж. Позднее он вернулся в Тегеран, где завершил свое образование в области психиатрии. Вплоть до 1977 года д-р Джавад Нурбахш был профессором Тегеранского университета, где возглавлял отделение психиатрии. Когда началась иранская революция 1978—1979 гг., д-р Джавад Нурбахш покинул Иран и перебрался в Англию.
Помимо академической карьеры д-р Джавад Нурбахш был выдающимся суфийским наставником, поэтом и мыслителем. Он получил посвящение в суфийское братство Ниматуллахи в возрасте 16 лет, а в 20 лет стал шейхом. В 1953 году, когда умер его наставник Мунис Али Шах Дхор-Рийасатайн, Джавад Нурбахш возглавил братство и оставался его главой до своей кончины 10 октября 2008 года. После переезда в Англию д-р Нурбахш продолжил привлекать искателей со всего мира. За время его жизни в Англии братство Ниматуллахи стало одним из самых популярных на Западе. Ханаки братства появились в Америке, Европе, Австралии и Африке. В 2004 году была открыта ханака в Москве, в 2006 — в Санкт-Петербурге.
Д-р Джавад Нурбахш скончался в Оксфорде (Англия) 10 октября 2008 года и был похоронен в собственном поместье неподалеку от английского города Банбери.
Преемником д-ра Джавада Нурбахша в качестве кутба братства Ниматуллахи стал его сын Алиреза Нурбахш (Реза Али Шах).
Поэзия Джавада Нурбахша
Узнавший Бога
Узнавший Бога о себе не помнит,
Над ним не властны прошлого влеченья,
Он - пациент Врача, и он не дрогнет,
Приемля жизни горькое леченье.
Узнавший Бога не творит кумира
Из личных чувств и мыслей, он готов
Отдать легко богатства мира
За миг свободы, что дарует Бог.
Узнавший Бога - капля океана,
И зная, что исчезнет в должный срок,
Стремится он к тому, что постоянно,
А постоянен в мире только Бог.
Узнавший Бога пьет вино забвенья -
Ни споров, ни различий больше нет,
И в тысячах зеркальных отражений
Находит он Того, кто дарит свет.
Тайны Любви
Что лучшего желать? Луна на небосводе,
Ушли печаль, и боль, и жжение вины.
В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе
-
Беспечно пьем вино и в прах разорены.
"Неужто ты меня подвергнешь снова
пыткам?" -
Я задаю вопрос и Друга жду вердикт.
Он отвечает мне с знакомою улыбкой,
Что испытаний бездна предстоит,
Что слез моих никто здесь не услышит,
И не поможет тяжкий вздох и стон,
И не дождаться в откровеньях передышки
В краю, где царствует Любви Закон.
Вхожу в таверну средь руин печальных,
Правитель и бедняк целуют здесь порог...
Нурбахш, остановись! Ты разглашаешь тайны
Любви! Для них еще не вышел срок!
Мы тайнами уже давно по горло сыты,
Где есть Любовь, всё явно и открыто.
Бесценное мгновение
Кубок полный через край
Виночерпием дается,
То вино, что "жизнь" зовется,
Без остатка допивай.
Нет вчера и завтра нету,
Сжаты времени тиски,
И в пространстве от тоски
Божьего не видно света.
Пей мгновения вино,
Позабудь про жизни бремя.
Ведь не в силах сладить время
С тем, что Господом дано.
Сердце, пой, гремите, бубны,
Радость, лейся из души!
Страстью разум заглуши,
В поцелуе сливши губы.
Полно хмуриться и ныть.
Жизни смысл сокровенный -
Знать, что каждый миг - бесценный,
Пить вино, уметь любить.
Переводы Б.Тираспольского
Рыцарство
(Беседа д-ра Нурбахша с дервишами на одном из суфийских
собраний)
До возникновения ислама традиция
рыцарства (джаванмарди) на Ближнем Востоке поддерживалась
специальным воспитанием, формировавших из мужчин рыцарей,
или джаванмардан.
В традицию рыцарства входят предупредительность
(моровват), самопожертвование (итхар), преданность (фада-кари),
помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому,
умение держать слово, и самоотверженность - все те качества,
которым предстояло позднее составить комплекс благородных
свойств человека, совершенного с суфийской точки зрения.
Стремясь к обретению таких подлинно человеческих
качеств, рыцари неукоснительно следовали определенному кодексу
и правилам, на основе которых были сформулированы важнейшая
цель и принципы рыцарства, или джаванмарди.
С появлением ислама рыцари приняли эту
религию, в то же время сохраняя рыцарские традиции, формируя
мировоззрение суфизма на основе как ислама, так и рыцарства.
Таким образом, этикет рыцарей стал частью суфийской практики
как в ханаке, так и вне её.
Благодаря усилиям суфийских мастеров, философия
Единства Бытия (вахдат-ал воджуд) и концепция Божественной
Любви получали всё более глубокое истолкование и становились
более притягательными. Неразрывно связанная с ними традиция
рыцарства широко распространилась и приобрела необычайное
влияние.
Дух суфизма заключается в том, чтобы при
помощи любви фокусировать свой взгляд в одном направлении
- на Боге, а его метод - кодекс гуманного поведения, сходный
с рыцарским.
Таким образом, суфизм имеет внешний и внутренний
аспекты. Его внутренний аспект состоит в движении по Пути
и в прохождении серии промежуточных стадий, чтобы достичь
уровня пребывания в Боге (бака). Его внешний аспект - это
традиция рыцарства, то есть развитие свойств, присущих совершенному
человеку.
Суфиям следует знать, что они - знаменосцы
школы гуманности и традиции рыцарства в современном мире.
Они не должны позволить цивилизации уничтожить благородные
человеческие качества - цивилизации, которая внешне направляет
людей к высочайшим вершинам, понуждая их, с внутренней точки
зрения, опускаться ниже животных.
В нынешней материалистической цивилизации
суфии должны стремиться быть примером человеческого благородства
для того, чтобы преобразовывать желания и наклонности остальных
людей в гуманные свойства и черты - черты, свойственные
только человеческому роду.
Суфии должны демонстрировать человечеству
проявления и плоды духовного рая, который они открыли на
суфийском Пути, чтобы люди могли осознать, что их материальный
рай - ничто в сравнении с ним.
Интервью на тему "Суфийский путь" с Д-ром Джавадом Нурбахшем. Часть первая.