Орден Ниматуллахи
Новости
Суфизм
Журнал "Суфий"
Библиотека
Разное
Гробница Шаха Ниматуллы Гробница Шаха Ниматуллы

Орден Ниматуллахи

История ордена

Эмблема ордена

Жизнь Шаха Ниматуллы

Джавад Нурбахш

Дополнительно об ордене

Центры ордена

Литература ордена на русском языке

Журнал "Суфий"

Сетевой журнал "Суфий"

Портал SUFISM.RU

Конференция по суфизму

Как с нами связаться

 

Доктор ДЖАВАД НУРБАХШ
(10 декабря 1926 – 10 октября 2008)

Джавад Нурбахш родился в 1926 году в городе Кермане (Иран). Он учился на медицинском факультете Тегеранского университета и в 1952 году получил диплом врача. В 1962 году его пригласили в аспирантуру Сорбонны в Париж. Позднее он вернулся в Тегеран, где завершил свое образование в области психиатрии. Вплоть до 1977 года д-р Джавад Нурбахш был профессором Тегеранского университета, где возглавлял отделение психиатрии. Когда началась иранская революция 1978—1979 гг., д-р Джавад Нурбахш покинул Иран и перебрался в Англию.

Помимо академической карьеры д-р Джавад Нурбахш был выдающимся суфийским наставником, поэтом и мыслителем. Он получил посвящение в суфийское братство Ниматуллахи в возрасте 16 лет, а в 20 лет стал шейхом. В 1953 году, когда умер его наставник Мунис Али Шах Дхор-Рийасатайн, Джавад Нурбахш возглавил братство и оставался его главой до своей кончины 10 октября 2008 года. После переезда в Англию д-р Нурбахш продолжил привлекать искателей со всего мира. За время его жизни в Англии братство Ниматуллахи стало одним из самых популярных на Западе. Ханаки братства появились в Америке, Европе, Австралии и Африке. В 2004 году была открыта ханака в Москве, в 2006 — в Санкт-Петербурге.

Д-р Джавад Нурбахш скончался в Оксфорде (Англия) 10 октября 2008 года и был похоронен в собственном поместье неподалеку от английского города Банбери.

Преемником д-ра Джавада Нурбахша в качестве кутба братства Ниматуллахи стал его сын Алиреза Нурбахш (Реза Али Шах).


Поэзия Джавада Нурбахша

Узнавший Бога

Узнавший Бога о себе не помнит,
Над ним не властны прошлого влеченья,
Он - пациент Врача, и он не дрогнет,
Приемля жизни горькое леченье.

Узнавший Бога не творит кумира
Из личных чувств и мыслей, он готов
Отдать легко богатства мира
За миг свободы, что дарует Бог.

Узнавший Бога - капля океана,
И зная, что исчезнет в должный срок,
Стремится он к тому, что постоянно,
А постоянен в мире только Бог.

Узнавший Бога пьет вино забвенья -
Ни споров, ни различий больше нет,
И в тысячах зеркальных отражений
Находит он Того, кто дарит свет.

Тайны Любви

Что лучшего желать? Луна на небосводе,
Ушли печаль, и боль, и жжение вины.

В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе -
Беспечно пьем вино и в прах разорены.

"Неужто ты меня подвергнешь снова пыткам?" -
Я задаю вопрос и Друга жду вердикт.

Он отвечает мне с знакомою улыбкой,
Что испытаний бездна предстоит,

Что слез моих никто здесь не услышит,
И не поможет тяжкий вздох и стон,

И не дождаться в откровеньях передышки
В краю, где царствует Любви Закон.

Вхожу в таверну средь руин печальных,
Правитель и бедняк целуют здесь порог...

Нурбахш, остановись! Ты разглашаешь тайны
Любви! Для них еще не вышел срок!

Мы тайнами уже давно по горло сыты,
Где есть Любовь, всё явно и открыто.

Бесценное мгновение

Кубок полный через край
Виночерпием дается,
То вино, что "жизнь" зовется,
Без остатка допивай.

Нет вчера и завтра нету,
Сжаты времени тиски,
И в пространстве от тоски
Божьего не видно света.

Пей мгновения вино,
Позабудь про жизни бремя.
Ведь не в силах сладить время
С тем, что Господом дано.

Сердце, пой, гремите, бубны,
Радость, лейся из души!
Страстью разум заглуши,
В поцелуе сливши губы.

Полно хмуриться и ныть.
Жизни смысл сокровенный -
Знать, что каждый миг - бесценный,
Пить вино, уметь любить.

Переводы Б.Тираспольского


Рыцарство
(Беседа д-ра Нурбахша с дервишами на одном из суфийских собраний)

До возникновения ислама традиция рыцарства (джаванмарди) на Ближнем Востоке поддерживалась специальным воспитанием, формировавших из мужчин рыцарей, или джаванмардан.

В традицию рыцарства входят предупредительность (моровват), самопожертвование (итхар), преданность (фада-кари), помощь обездоленным и беззащитным, доброта ко всему живому, умение держать слово, и самоотверженность - все те качества, которым предстояло позднее составить комплекс благородных свойств человека, совершенного с суфийской точки зрения.

Стремясь к обретению таких подлинно человеческих качеств, рыцари неукоснительно следовали определенному кодексу и правилам, на основе которых были сформулированы важнейшая цель и принципы рыцарства, или джаванмарди.

С появлением ислама рыцари приняли эту религию, в то же время сохраняя рыцарские традиции, формируя мировоззрение суфизма на основе как ислама, так и рыцарства. Таким образом, этикет рыцарей стал частью суфийской практики как в ханаке, так и вне её.

Благодаря усилиям суфийских мастеров, философия Единства Бытия (вахдат-ал воджуд) и концепция Божественной Любви получали всё более глубокое истолкование и становились более притягательными. Неразрывно связанная с ними традиция рыцарства широко распространилась и приобрела необычайное влияние.

Дух суфизма заключается в том, чтобы при помощи любви фокусировать свой взгляд в одном направлении - на Боге, а его метод - кодекс гуманного поведения, сходный с рыцарским.

Таким образом, суфизм имеет внешний и внутренний аспекты. Его внутренний аспект состоит в движении по Пути и в прохождении серии промежуточных стадий, чтобы достичь уровня пребывания в Боге (бака). Его внешний аспект - это традиция рыцарства, то есть развитие свойств, присущих совершенному человеку.

Суфиям следует знать, что они - знаменосцы школы гуманности и традиции рыцарства в современном мире. Они не должны позволить цивилизации уничтожить благородные человеческие качества - цивилизации, которая внешне направляет людей к высочайшим вершинам, понуждая их, с внутренней точки зрения, опускаться ниже животных.

В нынешней материалистической цивилизации суфии должны стремиться быть примером человеческого благородства для того, чтобы преобразовывать желания и наклонности остальных людей в гуманные свойства и черты - черты, свойственные только человеческому роду.

Суфии должны демонстрировать человечеству проявления и плоды духовного рая, который они открыли на суфийском Пути, чтобы люди могли осознать, что их материальный рай - ничто в сравнении с ним.


Интервью на тему "Суфийский путь" с Д-ром Джавадом Нурбахшем. Часть первая.

Часть вторая

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service Rambler's Top100